4. Особенности современной лекции

У лекции существуют определенные функции. Традиционно хорошая лекция выполняет следующий ряд функций.
Функции лекции:
· информационная – лекция несет определенную информацию о своем предмете;
· мотивационная – хорошая лекция развивает познавательные потребности и интерес слушателей к различным стратегиям мышления и способам организации деятельности;
· организационно-ориентационная – лекция ориентирует в информации, источниках, подходах, школах, направлениях и пр.,
· профессионально-воспитательная - лекция создает условия для профессионального самоопределения, развития профессиональной этики и специализированных способностей слушателей.
· методологическая – лекция демонстрирует подход к освоению образцов и способов мышления (анализа, постановки проблемы, выбора стратегии решения проблемы, прогнозирования и пр.).


Задание
Во все времена эти функции лекции изменяли свое значение. Как по Вашему мнению могут быть расставлены акценты среди функций для современной лекции?
Постройте профиль значений функций для современной лекции, расставляя их по шкале от 0 до 100%. Обоснуйте свой взгляд.

Значение в современной лекции
Функции лекции 0 % 100%
Информационная
Мотивационная
Ориентационная
Воспитательная
Методологическая

В наше время ведущее значение информационной функции лекции утрачивается. Это связано, прежде всего, с большим количеством источников информации, которые доступны обучающимся. В этой связи усиливается значение ориентационной функции. Кроме того, в связи с возрастанием роли самостоятельного обучения у лекции усиливается значение методологической функции. Слушатели все больше нуждаются в приобретении навыков и умений в том, как надо учиться.

В развитии этих общих представлений о функциях лекций следует определиться с тем, как лекции отличаются друг от друга. Это позволит Вам, во-первых, перед каждой лекцией определяться в отношении ее самому как лектору, и, во-вторых, создаст основание для оценивания лекций Ваших коллег.

Виды лекций
1. В зависимости дидактического назначения различают следующие виды лекций:
· Вводная лекция. Ее назначение состоит в том, чтобы – вызвать интерес, побудить к самостоятельному мышлению и поиску ответов на поставленные вопросы, дать общую ориентировку в предмете. Во вводной лекции преобладают ориентационная и мотивирующая функции.
· Тематическая лекция. Назначение такой лекции – демонстрация фактов, их анализ, выводы, доказательства по определенной проблеме и теме. В такой лекции преобладают информационная, организационно-ориентационная, методологическая функции.
· Заключительные, или обобщающие лекции (по теме, разделу). Их назначение - в максимально сжатой, концентрированной форме изложить стержневые идеи материала, прочитанного в семестре, структурировать учебный материал, выделить и систематизировать важнейшие сущностные связи и отношения зависимости между объектами и явлениями. (4).
2. В зависимости от реализации преобладающей функции лекции подразделяют на информационно-обзорные, проблемные, организационно-ориентационные (или установочные), лекции-консультации, лекция-диалог, событийные лекции и др.
Особого внимания заслуживает проблемная лекция, в ходе которой лектором сначала создается проблемная ситуация, затем осуществляется постановка и анализ проблемы, выдвижение гипотез.
В США широко практикуется так называемая лекция-панель, когда в дискуссии участвуют несколько высококвалифицированных экспертов, имеющих собственную точку зрения на решение обсуждаемой проблемы. Достаточно распространена парная лекция, при которой каждый из преподавателей занимает определенную позицию в коммуникации (докладчик, критик, эксперт, проблематизатор и пр.).
Событийная лекция это особый жанр лекции, понимаемой в широком смысле как лекция – социальное событие. Мы уже приводили ранее пример лекции Костомарова и лекций лауреатов Нобелевской премии. В образовательном пространстве в ситуации совместной деятельности педагога и студентов событийными можно назвать лекции, воздействующие на эмоционально-ценностную сферу личности обучающегося, развитие их познавательных потребностей, создание условий для самоопределения и выработки собственной ценностно-смысловой позиции. Безусловно, такая лекция может стать со-бытием лишь при условии совместного проживания и переживания личностно значимой для преподавателя и студентов ситуации. Но здесь уже речь идет о парадигме развивающего образования, месте и видах лекций в личностно ориентированном образовании.
Опираясь на разнообразие современных видов лекции, можно говорить о некотором ряде ее свойств, проявляемых в рамках классической образовательной модели (рис.3).

Рис. 3. Свойства лекций в рамках классической образовательной модели

В дополнении к этой краткой характеристике лекций следует отметить и то, что в современной образовательной среде идет интенсивное развитие видов и жанров лекции при сохранении ее как ведущей формы организации обучения в высшей школе. Это закономерно и может служить одним из ярких подтверждений становления новой образовательной парадигмы.
Прослеживая особенности трансформации лекции в современных условиях, можно заметить, что ее вид и функциональное предназначение напрямую определяет тип совместной деятельности преподавателя и студентов в других оргформах – в самостоятельной работе слушателей, в семинарских и практических занятиях, в практиках и пр. Эти формы тоже изменяются и приобретают новые черты.
Еще следует заметить, что развитие лекции существенно ограничено рамками традиционной образовательной модели. Так, все модификации лекции в рамках парадигмы традиционного обучения дают эффект лишь в плане активизации познавательной деятельности студентов, не меняя качественно тип взаимодействия, процесс и результат образовательной деятельности. Иначе говоря, цели, назначение лекции определяют процесс и формы организации образовательного процесса.

Теперь посмотрим на лекцию с другой стороны. Зададимся вопросом - при каких условиях лекция может выступать как инструмент управления процессом развития студентов?
Ответ на этот вопрос лежит в области целеполагания, так как именно цели определяют характер деятельности, тип взаимодействия всех участников образовательного процесса, скрепленные в той или иной оргформе. Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к парадигме развивающего образования и определить место и функциональное предназначение лекции в новом контексте.

Продолжение: Развивающее образование

No Response to "4. Особенности современной лекции"

Отправить комментарий

Ваши мысли

Может быть полезно