1. Введение


Любой студент знает свою главную заботу – не выйти на сессию с «хвостами». Студент поумнее знает и то, что лучше бы не пропускать семинары, лабораторки и другие практикумы, чтобы своим усердием на этих занятиях примелькаться преподавателю и заслужить проходные баллы. И уж совершенно мудрый студент понимает, что экзамен будет принимать лектор-профессор, поэтому во что бы то ни стало нужно знать его фамилию, имя, отчество, название курса и цвет учебного пособия или текстов его лекций.
О чем мы говорим с Вами сейчас? Нетрудно заметить, что в этой шутке перечислены все основные формы организации учебной деятельности в вузе: лекции, лабораторные занятия и прочее. Все ли? А есть ли такие формы, которые можно встретить не во всяком вузе? И чем отличаются эти формы друг от друга? Чем отличается, скажем, хорошая современная лекция от лекций, которые можно было услышать в Московском университете во времена Михаила Ломоносова? Эти и подобные им вопросы об организации учебного процесса в современной успешной высшей школе мы и собираемся обсудить в курсе «Образовательные технологии в высшей школе: Формы организации образовательного процесса в высшей школе (ВШ)».
Как известно, основными формами организации образования, или оргформами в ВШ являются лекция, семинары, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов (СРС), различного рода практики. Именно из них образуется «ткань» образовательного процесса, которую чувствуют студенты, в которую «вплетены» профессора, преподаватели, лаборанты, ассистенты и из которой кроится и шьется «мантия», отличающая впоследствии выпускника высшей школы от выпускников всех других учебных заведений (рис.1).
На страницах этого пособия мы надеемся с пользой для Вас обсудить вопросы, связанные, в основном, с одной из основных форм – лекцией. Этот выбор связан с тем, что, во-первых, лекция и по настоящее время остается во многих вузах ведущей формой организации учебного процесса. Во-вторых, показав на примере лекции направления развития образовательной деятельности в высшей школе, мы надеемся, что Вам будет легко самим применить наш подход и к другим видам занятий, чтобы понять и усовершенствовать их.




Рис. 1 Формы организации обучения в высшей школе

Начнем с некоторых вводных различений.
Под организационными формами обучения (оргформами) понимаются специфические варианты педагогического общения между обучающими и обучающимися в образовательном процессе, или целостные совокупности завершенных способов осуществления образовательной деятельности на ее различных этапах. В так понимаемой оргформе как в инвариантной «клеточке» соединяются в единое целое цели, содержание образования, тип педагогического взаимодействия между участниками образовательного процесса и, наконец, методы и средства обучения и образования.
Если так, то каждая оргформа зависит от тех целей, содержания образования и прочих элементов, определяющих целостную образовательную модель. Это означает, что вслед за изменением образовательных моделей, на которых строит образовательную деятельность тот или иной вуз и в целом ВШ, неизбежно изменяются и оргформы: их состав, свойства, функции.
Но можно говорить и иначе: та или иная образовательная модель может быть выражена через совокупность тех или иных форм организации обучения. Через оргформы можно обнаружить сущность той или иной образовательной модели. Эта симметричная связь между оргформами и образовательными моделями позволяет гибкому в профессиональном плане преподавателю различать многие тенденции в своей профессиональной среде и осознанно влиять на развитие облика высшей школы.
Современное образование дает нам множество примеров этой связи между образовательной моделью и оргформами. Так, развивающееся быстрыми темпами открытое дистанционное образование привнесло в педагогику новые оргформы, которые не могли возникнуть в другой образовательной модели. Речь идет о таких оргформах, как, например, виртуальный тьюториал, выездная воскресная школа, синхронная видеоконференция и пр. Процесс возникновения и развития оргформ не завершен, а, напротив, набирает скорость. Правда, за многими новыми названиями оргформ зачастую можно увидеть все те же: лекцию, семинар, практическое занятие… И все же в хорошем вузе эти оргформы приобретают новые черты.



Очевидно, что такие оргформы, как лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, СРС и практика, да еще и встроенное в расписание занятий в перечисленной последовательности и в привычном для нас содержательном наполнении, воплощают собой модель классического высшего образования. Мы говорим о ней как о модели, ориентированной на освоение студентами основ наук в виде знаний, умений и навыков для подготовки к будущей профессиональной деятельности. Однако, следует заметить, что и сама эта модель в современных условиях изменяет свой облик. А вместе с ней изменяются и сущностные черты традиционных оргформ.
Мы начнем свое исследование оргформ современной ВШ с рассмотрения лекций, по крайней мере, потому, что
· с лекции начинается обучение в ВШ;
· различные виды лекций (вводные, тематические, обобщающие и пр.) образуют своеобразную канву образовательного процесса, соответствующую традиционно понимаемой логике познания (восприятие, осмысление, воспроизведение, закрепление);
· ведущим параметром оценки качества образования в ВШ по-прежнему выступает качество прочитанных лекций.
Мы поведем наш разговор о лекции в виде ответов на такие актуальные для современной ВШ вопросы:
· Какова история лекции и каково ее происхождение?
· Лекция сегодня: аргументы «за» и «против»; поиск оснований для синтеза
· Каковы направления модификации лекции?
· Лекция в контексте развивающего и бизнес-образования.

Ответ на первый вопрос поможет нам понять сущностные корни современной лекции и сохранить ту преемственную связь, по которой на протяжении веков передавались лучшие образцы лекторского мастерства.
Ответ на второй вопрос может привести нас к обоснованному взгляду на облик «хорошей» лекции с современной точки зрения и послужить построению ряда правил, по которым Вы сможете отличать мастерство от ремесленничества в лекторском искусстве.
Ответы на остальные вопросы, скорее всего, придадут нашему разговору о развитии лекции объективную направленность и послужат импульсом к самоопределению в отношении развития своего лекторского мастерства.
Мы надеемся, что наш исследовательский подход к пониманию лекции как развивающейся оргформы послужит для Вас примером для самостоятельного исследования и других оргформ.

Продолжение: История вопроса

No Response to "1. Введение"

Отправить комментарий

Ваши мысли

Может быть полезно