2. История вопроса

Лекция как форма учебной деятельности возникла примерно в ХШ-ХIV в.в., когда в Европе возникли первые университеты. С тех пор и по сей день она является ведущей формой в ВШ.
Лекция (лат. lectio - чтение). Лекция появилась в Древней Греции, полу­чила свое развитие в Древнем Риме в Средние века. В России лекция, лекционная форма обучения начала развиваться со времен М. В, Ломоносова, после основания им первого отечественного уни­верситета. М. В. Ломоносов, ценивший живое слово преподавателей, считал необходимым систематически и настойчиво учиться красноречию, под которым разумел «ис­кусство о всякой данной материи красно говорить и тем прекло­нять других к своему об оной мнению». Это он советовал лекторам «разум свой острить через беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться/на одни пра­вила и чтение авторов» (2).
Выдающимися лекторами были историки О. В. Ключевский и Т.. Н. Грановский. Лекции Грановского были столь блестящи, что отодвинули на второй план книгу, учебник. Лекции этого учено­го оказывали сильнейшее духовное, нравственное воздействие на слушателей.
С середины XIX века, по мере роста научных и технических знаний, во всем мире усилилась потребность дополнения лек­ций практическими занятиями, стимулирующими самостоя­тельность и активность студентов. Назначение лекции стало усматриваться в подготовке студентов к самостоятельной работе с книгой. Известный русский хирург и педагог Н. И. Пирогов утверждал, что лекция должна читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым научным материалом или обладает особым даром слова.
В 30-е гг. XIX века в некоторых ву­зах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Однако, экспе­римент себя не оправдал. Резко снизился уровень знаний у сту­дентов, профессура восстала. В 1896 г. второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию выступил в защиту лекции, подчеркнув, что живое слово — это могущественное средство для сообщения научных знаний и по своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета не мо­жет быть заменено никакой книгой.
Эти и другие примеры истории показывают, что интерес к лекции, а, следовательно, и сама она переживали точно такие же периоды, как и все в природе: подъем, спад, новый подъем, новый спад…


Рис. 2. «Траектория» изменений интереса к лекции

Как бы Вы оценили то отношение к лекции, которое существует в современной образовательной среде?


Изменчивость социальной среды и быстрые темпы перемен в образовании так или иначе затрагивают и традиционные формы образования. Они меняются по существу, хотя, возможно, по форме остаются прежними. Для того, чтобы увидеть эти перемены попробуем исследовать облик современной лекции и направлений ее модификации.

Продолжение: Лекция сегодня: поиски направлений модификации

No Response to "2. История вопроса"

Отправить комментарий

Ваши мысли

Может быть полезно