8. Новый взгляд

Мы надеемся, что обращение к парадигме развивающего образования дало Вам новый взгляд на лекцию, ее функциональное предназначение и место в образовательном процессе ВШ. Лекция в контексте развивающего образования приобрела новое звучание и вместе с тем позволила вернуться в прошлое, к временам античности.
Вспомним диалоги Сократа и его метод маевтики как помощь Учителя в самостоятельном поиске Учеником Истины (19). Качество и успешность образовательного процесса определялась (как и во все времена, если речь шла об образовании, а не об обучении) не количеством усвоенной информации, а качественными личностными приращениями, приобретенными человеком способностями.
Теперь у Вас появилась возможность иначе взглянуть и на другие формы организации современного образовательного процесса в ВШ и, прежде всего, на те из них, которые позволяют организовать самостоятельную работу студентов, направленную на построение собственного Образа.

Взгляд на самостоятельную работу
Самостоятельная работа студентов является ведущей формой организации образовательного процесса в ВШ. Это утверждение сообщает нам иной взгляд, ракурс понимания сущности и природы учебной деятельности. Действительно, если самообразование и саморазвитие становятся предметом учебной деятельности самого обучающегося, то самостоятельная работа студентов становится ведущей формой организации в ВШ. Причем эта оргформа может быть представлена двумя своими разновидностями.
· Первая из них - индивидуальная СРС («я-я»), когда обучающийся выступает как полный субъект учебной деятельности (знает зачем и как учиться).
· Вторая – СРС, осуществляемая в совместно-разделенной деятельности в коллективных формах («я – другой»): компенсация индивидуальной несубъектности как временного состояния происходит за счет учебной группы и преподавателя.

Взгляд на семинар
Семинар изначально есть «рассадник знания». Назначение любого семинара – углубить смыслы, представленные в лекции или в учебнике; укрепиться в понимании каких-то предметов или явлений; расширить представление о них за счет новых, необычных точек зрения.
В традиционной форме семинар представляет собой обсуждение вопросов, которые заранее объявлены преподавателем по теме лекции. Выходящий на трактовку своего взгляда студент, как правило, пересказывает лекцию с добавлением сведений, которые он добыл из дополнительных источников…. Так происходит «рассаживание» знаний.
Теперь, в контексте нашего обсуждения особенностей модели развивающего образования такого рода семина не имеет смысла. Здесь должно произойти другое. Здесь студенты должны встретиться с содержательной и познавательной трудностью, имеющей отношение к предмету семинара. Здесь где-то должны прекратиться попытки применения к решению задач, пусть и сформулированных преподавателем, имеющихся у студентов средств. Здесь они должны выйти в ситуацию рефлексии понимания «разрыва» между наличными средствами решения и типом задачи. Ситуация «разрыва» - это состояние, когда должна быть осуществлена некоторая деятельность, некоторое объяснение состоявшегося опыта, или чужой практики, или некоторого актуального явления, но в то же время в силу ряда причин она не может осуществиться (рис.11).



Рис. 11. Схема развития современного семинара

Именно это осознание «разрыва» - первая фаза развивающего семинара. Без нее хороший семинар не мыслим как без пороха выстрел. Но если он состоялся, то дальше семинар развивается бурно и конструктивно… если преподаватель сумеет повести участников семинара по известному пути: рефлексия, построение теории вопроса, испытание теории и, наконец, объяснение явления, развитие опыта, расширение смысла.
Как Вы понимаете теперь , в развивающем образовании ведущей задачей преподавателя становится проектирование (совместно с обучающимся) траектории развития его способностей к различным видам деятельности – Мышлению, Творчеству, Коммуникации, Рефлексии. Пересказывание материала лекции здесь теряет смысл.


Задание

Мы надеемся, что теперь у Вас есть возможность и подход к тому, чтобы самостоятельно поразмышлять над новыми обликами «старых» форм организации образовательной деятельности студентов в высшей школе. Попробуйте сформировать для себя требования к известным в традиционной практике высшей школы оргформам, восходящие к новым образовательным задачам ,в рамках модели развивающего образования.

«Старые» оргформы «Новые» требования к ним
Лабораторная работа •


Коллоквиум •


Практическое занятие •


Семинар •


Курсовая работа •








Конструктивные различения темы

Если Вы приняли идею о расширении разнообразия оргформ для практики высшей школы, то Вам открывается возможность для построения особенных, изобретательных и конструктивных линий образовательного процесса, которые можуг быть выстроены с помощью тех или иных оргформ.
Хорошим подспорьем для этого могут стать предложенные здесь различения и инструменты. Попробуем их перечислить и обобщить.
Перечень инструментов и различений:
· Организационные формы обучения (оргформы)
· Формы организации обучения в высшей школе в контексте классического образования
· Виды лекций
· Функции лекций
· Модель цикла обучения (Колб, Фрай)
· Модель развития деятельности
· Формы организации образования в высшей школе в контексте парадигмы развивающего образования
· Модель активного группового занятия
· Формы организации образования в МИМ ЛИНК
· Траектория развития компетентности
· Три модели педагогического общения
· Выбор оргформ в зависимости от модели педагогического общения
· Концептуальная схема классического образования
· Концептуальная схема развивающего образования
· Три вида лекций в развивающем образовании:
- Лекция-навигатор
- Рефлексивная лекция
- Инструментальная лекция
· «Петля» наращивания компетентности
· Схема развития современного семинара
· 11 шагов проектирования лекции.
Теперь дело за Вами. Важно осуществить переход от восприятия этих знаний как онтологий (информации о мире) к применению этих знаний как инструментов для решения конкретных профессиональных задач. Такой переход возможен лишь при условии Вашей активной самостоятельной работы сначала по пониманию данного материала, а затем над проектом.

Продолжение: Практикум

No Response to "8. Новый взгляд"

Отправить комментарий

Ваши мысли

Может быть полезно